ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПЫТАНИЙ И ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ. ИСПЫТАНИИ МАТЕРИАЛОВ
I. Подготовительная работа
Подготовка испытывающей организации к проведению испытаний начинается задолго до поступления самого самолета. Эта подготовительная работа заключается в детальном ознакомлении испытывающего самолет летного и инженерно-технического персонала с новым самолетом, с его конструкцией, с его оборудованием и с исследовательскими и расчетными материалами по данному самолету.
На основании этого предварительного изучения самолета инженерно — технический и летный персонал получает ясное представление об ожидаемых летных данных самолета, об особенностях его конструкции и о сильных и слабых местах последней. Это дает возможность заблаговременно, до прихода самолета на летные испытания, составить программу Ф испытаний применительно к данному конкретному самолету с учетом І всех его особенностей. Летный же и инженерно-технический персонал Т^" при такой постановке дела приступает к испытанию нового самолета,
‘ так сказать, с открытыми глазами. Зная все особенности самолета, он уверенно проводит испытания, обращая особенное внимание на слабые его места и ограничиваясь минимумом испытаний по тем вопросам, по которым самолет никаких сомнений не вызывает.
Такой постановкой испытаний мы добиваемся единства во всей работе по созданию нового самолета. Проектирующая и строящая самолет организация произвела определенные исследовательские и экспериментальные работы по данному самолету. Работа этой организации формально кончилась постройкой опытного образца самолета. Задача испытательной организации — воспринять все необходимое из проделанной опытной организацией работы и продолжить ее с це.’щю получить окончательное подтверждение, или на основании практики применения самолета в полете внести соответствующие исправления в ранее сделанные выводы.
Вообще испытания проводятся по типовой программе, одинаковой для всех самолетов данного назначения. Однако из этого совсем не следует, что типовая программа в применении к каждому самолету не может получить тех или других изменений в зависимости от особенно-
17
стей данного самолета. Допустим, например, что на испытания поступил впервые самолет с убирающимися в полете шасси. Хотя этот самолет и проходит испытания по своей типовой программе, особенное внимание все же уделяется именно этому новшеству. Следовательно, соответствующие пункты типовой программы должны быть усилены испытаниями, полностью выявляющими достоинства и недостатки этого нововведения.
Сама программа испытаний должна отличаться особой ясностью и четкостью. Программа испытаний — это задача, заданная как ведущему испытания, так и обслуживающему их персоналу. Понятно, что чем задача яснее и точнее поставлена, тем лучше она будет исполнена. Поэтому составление программы испытаний является одним из серьезнейших вопросов в организации испытаний. Если эта организационная часть испытаний отработана недостаточно четко, то руководство на все время испытаний сосредоточивается в руках одного лица — ведущего испытания инженера. Мы злейшие враги обезлички в этом деле, но мы не можем допустить и такого положения, когда с уходом одного человека вся начатая работа идет насмарку, и ее надо начинать снова. Мы не можем допустить также такого положения, когда при каждом испытательном полете должен присутствовать ведущий испытания инженер. Он должен присутствовать при всех ответственных испытательных полетах, это безусловно. Он должен контролировать все испытательные полеты, работу всего ведущего испытания персонала— это тоже безусловно.
Но есть испытательные полеты, повторяющиеся много раз. Так, например, во время эксплоатационных испытаний на истребителях делается довольно большое количество фигур, много посадок и т. д. Было бы недопустимой роскошью требовать постоянного присутствия при всех этих испытаниях ведущего испытания инженера.
Последний должен организовать испытательную работу так, чтобы самому исполнять только ту работу, которую он один как высококвалифицированный специалист может провести, и исполнять еще ту работу, которую по ходу испытаний он сам своими руками должен проделать, чтобы не стать оторванным от практики теоретиком.
Но для того, чтобы так поставить проведение испытаний, необходимо, чтобы каждый принимающий участие в испытании специалист точно знал и понимал, что от него требуется и за что он отвечает.
Эта четкость в организации испытаний достигается, во-первых, составлением продуманной и обоснованной программы испытаний каждого конкретного самолета, во-вторых, проработкой этой программы с летным и техническим составом, которому поручено проведение испытаний, и в-третьих, обсуждением и разработкой всей организационной стороны проведения испытаний (условия работы летной части, проводящей испытания, личный состав, сроки) командованием летной части совместно с ведущим испытание инженером.
Прежде чем принять решение о приеме самолета на испытание, необходимо убедиться в том, что:
1) самолет соответствует предъявленным к нему требованиям, утвержденному ранее макету и схеме,
2) самолет полностью доведен и
3) налицо все полагающееся на самолете оборудование и вооружение.
Как правило, самолет на летные испытания принимается только окончательно доведенный и со всем оборудованием и вооружением (если самолет военный).
Особо надо подчеркнуть вопрос о состоянии стоящих на самолете моторов, ибо их безукоризненная работа — одна из основных предпосылок для быстрого проведения испытаний. Все неполадки в работе моторов должны быть устранены до приема самолета на испытания.
В зависимости от того, насколько испытывающая организация сумеет добиться получить доведенный, а по качеству производства и монтажа удовлетворительный, самолет на испытание,—срок самих летных испытаний может колебаться значительно. Нормально для проведения так называемых государственных испытаний в зависимости от самолета (одномоторный, многомоторный, одноместный) требуется срок от 8 до 20 летных дней. Доводка же во время испытаний и неисправность моторов и его агрегатов могут увеличить эти сроки в несколько раз.